Обычная версия
Шрифт -
Шрифт +
Настройки по умолчанию

Всем смертям назло

  N13607 

  Осенью 1962 года пришла повестка из военкомата о призыве в армию. Сначала был учебный полк в военном городке Печи, рядом с городом Борисов. Через полгода был отправлен в военный городок Киселевичи, под Бобруйском, Могилёвская область, где и освоил специальность «механик-водитель тяжёлых танков».

  Нежданно-негаданно Прусов стал участником невероятных исторических событий. В числе других советских военнослужащих его отправили в Алжир. В начале 60-х в Алжире, бывшей колонии Франции, сложилась непростая военно-политическая ситуация. К середине 1963 года в Алжир прибыло более ста советских специалистов по разминированию алжирско-тунисской границы «полосы смерти»Жизнь в приграничных районах площадью до 100 тысяч квадратных километров была по существу парализована. Пётр был механиком-водителем тяжёлого танка и участвовал в разминировании пустыни Сахары и подорвался на одной из мин. Из-за вышедшей из строя техники пять дней провёл в пустыне.

N13356

 

Из воспоминаний:

«Из Киселевичей нас перебросили внезапно. Сначала я даже не знал, куда везут. Отправили в Одессу, там посадили на корабль, и уже только к исходу вторых суток сообщили, что мы плывём в Алжир тралить мин- ные поля. Как оказалось, заминированы были многие объекты и оазисы в Алжире. Разминированием занимались и мы, и французы. Я был механиком танка ИС-2 времён Отечественной войны, оснащённого тралом. Трал – это тяжелая дисковая борона, прикреплённая спереди танка.

   Однако в Алжире были специфические мины. Первые потери понесли наши саперы. Именно они проходили разворотные полосы перед тем, как въедут танки. Дело осложнялось тем, что у мятежных французов часть мин оказалась в пластмассовой оболочке. Наши миноискатели обнаружить их не могли! И поэтому при разминировании появились первые жертвы.

   В конце концов, сапёры придумали, как танкам с тралом самим проходить разворотные полосы. И водители наших танков уже без помощи сапёров тралили минные поля.

   В Алжире случился неприятный эпизод, из-за которого меня по ошибке посчитали погибшим. Однажды мой танк подорвался на мине. Её каким-то образом пропустил трал. Мина взорвалась прямо под танком, причём это оказалась мина кумулятивного действия, то есть она подожгла днище и разорвалась практически на выходе. Я был контужен, ранен (левую ногу задело осколками), но выбрался из танка и уполз в пустыню Сахару. Куда точно ползти – не знал, если бы взял градусов под 45 левее – был бы уже в селении. А так, «вслепую», затерялся в пустыне.

   Пока блуждал в Сахаре, пять дней меня не могли найти. Сначала искали без вертолёта. Разумеется, безуспешно. В итоге пять суток я про- вел без еды и воды. Кровь не останавливалась. Набрался уже полный сапог крови. Затем на поиски отправили вертолёт, и наконец-то обнаружили меня, совершенно обессилевшего. Когда вертолёт появился в небе, я стал размахивать руками, кричать. Так как это было недалеко от части, вертолётчик сообщил мои координаты, и вскоре за мной приехал джип.

   На «уазике» меня сразу повезли в госпиталь. Стали лечить, а после выписки снова отправили в часть. Пока я пропадал в пустыне, штабисты подсуетились и совершили непростительную ошибку. Сообщили о моей «гибели» в Белоруссию. Мама получила похоронку. Она ведь даже не знала, что я находился в Алжире! Нас отправили за границу так внезапно, что я ничего не успел ей сообщить. Если верить полевой почте, у меня был такой шифрованный адрес, из которого можно было понять, что никуда я из Белоруссии «не уезжал». Мама раньше была брюнеткой, волосы у неё всегда были цвета вороного крыла. А после похоронки у неё появились седые пряди».

 

 


Соседние подразделы:
Моя Родина - Беларусь
Родился в деревне Зубки, Лиозненского района, Витебской области. Как вспоминала рождение сына мама, произошло это поздним вечером:...
Изобретатель
НИВА - автомобиль развития
Автор патентов
Награды и почётные звания
Память
Рекомендуемая литература

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Государственная символика

N17471

-

On-Line проект

ЗНАМЕНИТЫЙ ЗЕМЛЯК

N17472

-

Сводный Электронный Каталог




Базы данных





-

МЫ В СОЦСЕТЯХ

    

Витебские Вести

МЧС информирует

РЕГИСТРАЦИЯ

Наш адрес в сети

N5204

Родился в деревне Зубки, Лиозненского района, Витебской области. Как вспоминала рождение сына мама, произошло это поздним вечером:...
Открыть раздел Моя Родина - Беларусь
Вспоминает Пётр Михайлович, не скрывая своей лукавой улыбки: – В детстве я много читал. Мама часто говорила: «Петька, чего глаза слепишь?»....
Открыть раздел Изобретатель
Осенью 1962 года пришла повестка из военкомата о призыве в армию. Сначала был учебный полк в военном городке Печи, рядом с городом Борисов....
Открыть раздел Всем смертям назло
В истории АВОВАЗа есть одна модель, покорившая не только Россию, но и зарубежье. Она вошла в тройку лучших автомобилей мира в 1979 году....
Открыть раздел НИВА - автомобиль развития
Прусов Петр Михайлович – советский и российский автомобильный конструктор, доктор технических наук, главный конструктор ОАО «АвтоВАЗ», легендарный создатель ВАЗ...
Открыть раздел Автор патентов
Награды и почётные звания 1959 год – медаль «За освоение целинных земель» 11 марта 1976 года – орден «Знак Почета» 22 декабря 1977 года –...
Открыть раздел Награды и почётные звания
2 марта 2018 года, в вестибюле Научно-технического центра ВАЗа, был открыт памятный бюст Петру Михайловичу Прусову — (1942 — 2017) — советскому и российскому...
Открыть раздел Память
Публикации Прусова П.М. в средствах массовой информации 1. Бабенков, В., Прусов П. Русский вездеход. Проекты под грифом "Совершенно секретно":...
Открыть раздел Рекомендуемая литература
В целях консолидации белорусского народа, укрепления в обществе идей мира и созидательного труда как главных условий развития белорусского государства Президентом Республики Беларусь...
Открыть раздел Год мира и созидания
Программы и проекты Библиотеки ГУК «Лиозненская ЦБС» предлагают Вам в рамках онлайн-проекта «Великой Победе – 75» познакомиться с материалами, посвящёнными этой славной...
Открыть раздел Программы и проекты
The LineAct Platform